УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ

2019-08-09 19:05:58
УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ

Мне не раз приходилось слышать в адрес нашей редакции, что на страницы газеты попадают люди и без того знаменитые, важные, добившиеся почета и уважения. Исправить это никогда не поздно. В рубрике «Люди дела» мы будем писать о простых анапчанах, представителях разных профессий.

На Земле несколько тысяч ремесел. С многими из них мы сталкиваемся ежедневно бок о бок, но и понятия не имеем обо всех нюансах и тонкостях.

 
Каждая профессия – это прежде всего человек. Нет, даже не так. Это Человек с большой буквы. И мы ищем именно таких преданных своему делу людей, самых ярких представителей ремесла. Тех, которые западают в душу, создают этот ореол важности и нужности своего профессионального пути, тесно перекликающегося с тропой всей жизни.

Основа основ

Первый школьный учитель… Его труд заслуживает всенародной благодарности. Уважение к нему вечно, как вечен процесс познания всего неизвестного. Избрав одну из самых почетных профессий, учитель становится творцом новой жизни.

«Сеятели разумного, доброго, вечного», - говорят об учителях. От них – все лучшее в человеке. И часто можно услышать такое мнение про авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!»
Я считаю, что мне несказанно повезло в жизни, потому что моим первым учителем была именно такая женщина, учитель с большой буквы – Татьяна Аркадьевна Буталова.

Спасибо Псканне!

Вот что рассказывает героиня нашей сегодняшней рубрики о выборе своей профессии:

 - Началось все, как водится, с детства, с моей первой учительницы. Она крикливая была, не дай Бог! Держала нас, младшеклассников, в ежовых рукавицах. И несмотря ни на что я все равно говорила: «И я буду, как Псканна!». Так по-детски звучало «Прасковья Степановна».

Потом уже, чуть позже, появилась на горизонте другая учительница – Валентина Николаевна – молодая, красивая, умная. Очень она мне нравилась. И тут выбор ремесла был уже определен без сомнений. Хотелось равняться на такого педагога.
Когда Татьяна Аркадьевна закончила школу, поехала с компанией подружек поступать в Ярославль, в педагогический институт. Подала документы на учителя географии, но в итоге не хватило лишь одного балла. Приемная комиссия приняла решение: дать ей шанс вступить в ряды студентов. Мол, вот как сдашь первую сессию через полгода – тогда и будет окончательно понятно.

     А вот из гурьбы подружек по знаниям не пробился никто. Сработала женская солидарность, и раз подружки не прошли, тоже решила не оставаться. Все вместе уехали домой.
- Потом на обратном пути каждый молча думал о своем, и только тогда до меня дошло осознание того, что я упустила что-то важное, сделала опрометчивую ошибку, да поздно уж было, - делится воспоминаниями учительница. - Заехали по пути домой, в Кострому, там нас всей компанией с распростертыми объятиями брали на физико-математический факультет. Вечный недобор, нехватка кадров. Но не мое это, не мое... Эх, надо было еще после 8 класса уйти, закончить училище на педагога начальных классов. Ведь с детства еще мечтала. Одноклассница предложила поехать в Галич. Там только открылось отделение для будущих учителей начальных классов, получивших полное среднее образование.

Не для слабонервных

Два года учебы пролетели быстро в Галичском педагогическом училище (ныне колледж). А и как иначе, когда работы невпроворот: и знания, и кипы документации, и практика – все одновременно. Рассказала Татьяна Аркадьевна об одном интересном случае, произошедшем во время педагогической практики:

  «Подготовилась к показательному уроку, принесла руководителю планы, та похвалила: «И это хорошо подмечено, и тут грамотно изложено». Я еще раз деловито попросила напомнить, что детям на моем занятии понадобятся контурные карты.

На следующий день – начало урока, вводная тема, перехожу к работе с контурными картами. И тут возмущенные крики со всех парт: «А нам не говорили, мы ничего не принесли!». Душа у молодого неопытного специалиста ушла в пятки, глаза на мокром месте. Но я взяла себя в руки, выдохнула, спокойно говорю: «Что ж, тогда поработаем у доски».
По окончании урока думала, сердце выпрыгнет от переживаний, ведь мне влепят двойку за эту неурядицу с забытым материалом. Но встает преподаватель практики и безапелляционно заявляет: «Урок разбору не подлежит, оценка – отлично».
После объяснила свое решение тем, что ей понравился мой выход из положения – даже не повернулась к ней, не развела руками озадаченно, взяла ситуацию под свой контроль. Дети стихли моментально, продолжили работать под четким руководством учителя.
Уже потом, спустя некоторое время, я узнала, что эта ситуация была подстроена специально. А не так, как подумалось, что вдруг забыли сказать детям принести контурные карты. Учили нас, так сказать, выживать в таких стрессовых ситуациях».

Начало карьеры

Вернулась после учебы девочка Таня на родину, в город Шарья Костромской области, уже Татьяной Аркадьевной – дипломированным специалистом с профессией своей мечты: учитель начальных классов.
Пришла в свою старую школу узнать, есть ли свободные вакансии: «Нет, всё укомплектовано».
- А через пару часов прямо ко мне домой прибегает запыхавшаяся ученица из школы, мнется, не знает, как обратиться по имени-отчеству, - вспоминает Татьяна Аркадьевна. - Ей завуч велела привести молодую учительницу в школу.
- Так, будешь, Таня, вести немецкий язык у нас, - огорошила меня заведующая учебной частью Галина Петровна в своем кабинете. Я помню, что глупее выражения лица, чем в тот момент, у меня никогда не было.
- Но как? - растерянно спрашиваю. - Я же учитель начальных классов...
- Я у тебя географию преподавала? Преподавала. Ну так вот – я вовсе и не географ. И ничего, предмет вы все на отлично знали, - огорошила меня будущая начальница.

 - Так и осталась работать в своих родных пенатах, всё ближе к дому, родней, - продолжает Татьяна Аркадьевна. - Сейчас и вспоминать удивительно, что начала свою карьеру как учитель немецкого языка. Проработала таким образом около двух лет.

Жена и мама

О том, как зарождалась семейная жизнь, Татьяна Аркадьевна делится с такой душевностью, что даже голос ее приобретает мягкие ностальгические нотки. И вроде просто все, как у других, а ведь прямо за душу берет эта теплота:

 «С Владимиром, будущим мужем, учились вместе в старших классах – 9-м, 10-м, 11-м. После окончания школы он уехал в Алма-Ату, поступил там в военное училище.

 И вот встретились на танцплощадке спустя два года. Володя был дома как раз, на каникулах. Пошел провожать меня, и часа два никак расстаться не могли, все ходили возле дома по улице – то туда, то сюда.

 Через два дня он уехал обратно, на учебу. Стали переписываться.
Приехал после третьего курса и настоял на том, чтобы свадьбу сыграли, хотя учиться ему еще год оставался».
После окончания учебы главы семейства началось распределение. Семья пограничника сменяла одно место жительства на другое. В Грузии, в южном военном городке Ахалцихе, в 1969 году родилась дочка Ольга.
Запросто работала Татьяна Аркадьевна на каждом новом месте. Не было проблем с трудоустройством. Как жена военнослужащего она обеспечивалась работой вне очереди.
Так, в армянской школе в селе Арагац преподавала русский язык у третьеклассников. 34 человека в классе, не говорящих на русском, – это сложно, но возможно. Старались дети, старались и родители. Хотели привить детям русскую речь, письмо, литературу.
Однажды после очередного перевода в Баку муж попросил у начальства возможность распределения в Россию. И в 1981 году, к этому времени семья пополнилась еще и сыном, переехали в Анапу.
Сразу же устроилась работать в школу №1, а через год в школу №7 так, как мечтала с самого своего детства – учителем начальных классов. Преподавала здесь уже без перерыва и на заслуженную пенсию ушла только в 2006 году.

Особый подход

Повезло Татьяне Аркадьевне с рабочим коллективом. При директоре школы №7 Геннадии Иосифовиче Филиппове был удивительный порядок, дисциплина. На работу ходила с радостью, легкостью.
Но сам рабочий день учителя отнюдь не так легок. Нужно все время держать класс во внимании. Самое приятное, как ни удивительно, когда ребята задают вопросы. Значит, есть контакт! Если ребенок хочет знать, он добивается знаний – это не может не радовать.
«Коллега сетовала: «Ага, делать мне больше нечего – стоять и долдонить одно и то же по нескольку раз». Я ей: «А зачем повторяться? Зайди с другой стороны, что-то измени в себе, а не в подопечных».
Напросилась набраться опыта, поприсутствовать на уроках, но долго не выдержала своих наблюдений, сославшись на то, что у нее такого терпения, как у меня, нет. Говорит, что это невозможно – так все разжевывать, каждое слово, буковку, звук. А как иначе? Это ведь начальные классы. Еще вчера ребята были под родительской опекой, а уже сегодня сидят за партами, стараются изо всех сил, трудятся.
Когда только закончила училище пришлось столкнуться со сложностью: мне казалось, что дети откровенно не понимают, что я им говорю, смотрят в пустоту. Постепенно подобрала тактику, нашла свой неторопливый подход».

Семейный подряд

Нигде, кроме школы, учительница начальных классов Татьяна Аркадьевна Буталова себя не видела и не пробовала. Более того, даже дочка Оля пошла по стопам мамы: закончила Костромской государственный педагогический университет и сейчас работает в школе №1 учительницей начальных классов. В свое время Татьяна Аркадьевна удивлялась выбору профессии дочери, пыталась ее даже отговаривать, а она ни в какую. К тому же не захотела Ольга расставаться с общесемейной малой родиной – Шарьей, что на реке Ветлуге, левом притоке Волги. Там бабушки-дедушки, проводила там все школьные каникулы. А потом и учиться поступила рядышком. После учебы в университете попала по распределению в местное село, отработала там положенные три года. А директор 7-й школы, узнав, что у Татьяны Аркадьевны появилась преемница, пригласил и Ольгу Владимировну пополнить ряды анапских учителей. Какое-то время работали Татьяна Аркадьевна и Ольга Владимировна бок о бок, были не только в статусе матери и дочери, но и полноправными коллегами.

Золотые слова

«Нравиться всем невозможно. Сейчас я это понимаю, а раньше относилась болезненно. Бывали ситуации, что родитель возмущается по тому или иному поводу, переводит ребенка в другой класс, а ребенок потом страдает, не хочет нового незнакомого учителя, другой коллектив, начинает переживать и, как следствие, плохо учиться.
Родители тоже должны многому учиться. Прежде всего, поддерживать политику учителя, не нести негатив.
Спасти любое положение способна только любовь к своей профессии, любовь к детям. Если чувствуешь, что работа тебя увлекает, – значит, это твое. Они маленькие, несмышленые и требуют обязательного уважения.
Сейчас дети другие, нежели в начале моего учительского пути. Работы много, и уже не только по обучению грамоте, но и воспитательного характера. Дети могут в начальной школе уже и матом ругнуться. Я убеждена: всё идет из семьи.
Бывало, пройдет контрольная работа у моих учеников, а мне кажется, что неудачно, ведь даже тройку я считала плохой оценкой. Сяду, накручу себя, наплачусь. Маме на себя же пожалуюсь. А она мне в ответ: «А может, и хорошо, с одной стороны, что ты так самокритична. Значит, есть куда стремиться. Настоящий учитель всегда в поиске, всегда продолжает самообразовываться».
Плачь-не плачь, но я работу свою люблю. Надо брать себя в руки, изыскивать новые пути подхода к детям».
 

Длинный путь

Помнит наша первая учительница всех своих многочисленных учеников. Различить каждого может даже по голосу.
Скоро наступит сентябрь – месяц, когда мы, некогда сами ученики-несмышленыши, поведем уже своих детей в школу нарядными и с охапками цветов.
Потом придет октябрь с его обязательным праздником – Днем учителя. Но именно август я выбрала для того, чтобы написать о моем самом первом и памятном педагоге.
В этом месяце Татьяна Аркадьевна празднует своей день рождения, и от лица всего нашего класса, от ребят, с которыми мы начали учиться в 1994 году в 1-г классе, я хочу пожелать ей крепкого здоровья, долголетия, хорошего настроения. Выражаю благодарность за ее пройденный 38-летний педагогический стаж, который сейчас она вспоминает как легкий путь. Говорю спасибо за мудрость и все ценные советы. За то, что, завидев в очередной раз ее на своем пути, мы, ученики, спешим поделиться и гордо похвастаться тем, чего добились в жизни – ведь есть и ее несомненная заслуга в этом. Она будто прожила несколько жизней, прочувствовала множество радостей и волнений, отражаясь в сотнях своих учеников – таких любимых и любящих.



заказать подписку
Оформите подписку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.