Банк или мошенники?

2019-08-07 17:54:02
Банк или мошенники?

Воры научились подделывать официальные номера финансовых организаций.

Краснодарца Аркадия Семёнова ранним утром в воскресенье разбудил телефонный звонок. Нащупав мобильный телефон, мужчина с трудом разглядел на экране знакомый номер горячей линии банка, где ему выдали зарплатную карту.

- Аркадий Владимирович? Это сотрудник службы безопасности банка. В данный момент кто-то пытается перевести с вашего счета крупную сумму денег. Чтобы предотвратить подозрительную операцию, необходимо перенаправить деньги на безопасный счет. Срочно продиктуйте данные вашей карты, - суровый напористый голос в трубке не оставлял сомнения в том, что ситуация действительно серьезная, и действовать нужно незамедлительно.

 

Думать некогда!

Толком не проснувшись, Аркадий достал из портмоне карточку и продиктовал, как требовал сотрудник банка, всё, что указано на ней, в том числе и трехзначный код на обороте. Не давая краснодарцу очнуться, собеседник едва ли не приказал сообщить еще «код безопасности» – одноразовый пароль из пришедшего СМС.

Через несколько секунд со счета Аркадия списались 80 тысяч рублей. Кто-то действительно перевел с его счета крупную сумму денег. В этот момент мужчина окончательно пробудился и понял, что разговаривал с мошенником и спросонья предоставил ему все «отмычки» к своему банковскому счету. Но ведь злоумышленник звонил с официального номера банка! Как это возможно?!

Оказывается, возможно. Преступники научились с помощью специального программного обеспечения подменять свои номера на официальные номера банков. Это относительно новая схема мошенничества, и в последнее время она стремительно распространяется. Проблема в том, что защититься он нее пока невозможно. И в этой ситуации самым действенным барьером от злоумышленников может быть только ваша собственная бдительность.

 

Учимся на чужих ошибках

Рассмотрим ошибки Аркадия Семёнова, из-за которых он лишился нескольких десятков тысяч рублей. Несмотря на то что звонок поступил с якобы номера банка и краснодарца даже назвали по имени и отчеству, пострадавший не уточнил ни названия банка, ни фамилии его «сотрудника».

Даже подделав официальный номер банка, телефонные мошенники точно не знают, в каком банке у человека открыт счет, к которому привязана банковская карта. У клиента могут быть несколько счетов в разных банках. Также аферисты не ведают, сколько денег лежит на карточке у их жертвы, и пытаются выманить эту информацию во время разговора.

Лжебанкиры очень часто звонят ранним утром или поздним вечером выходного дня, когда человеку труднее опомниться и засомневаться. Нередко звонящий обращается к собеседнику по имени и отчеству, может даже назвать фамилию, номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например, из социальных сетей и с помощью фишинга.

Аферисты виртуозно владеют психологическими приемами запугивания: говорят быстро и уверенно, используют в разговоре профессиональные термины, торопят, давят на эмоции, уверяя, что в противном случае случится нечто непоправимое. Нередко человек слышит в трубке звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра, и поэтому теряет бдительность.

Еще одна серьезная ошибка Аркадия – он стал диктовать данные своей карты, включая CVC (три цифры на обороте карты). Настоящие банковские работники не требуют таких данных, не имеют на это права. Секретная информация нужна только мошенникам для доступа к счету гражданина, чтобы похитить оттуда деньги.

Аркадий, конечно, понял свою ошибку и тут же связался с банком, но поскольку он добровольно сообщил конфиденциальные данные мошеннику, банк не смог вернуть ему похищенные средства. В такой ситуации обратиться можно только в правоохранительные органы.

 

Запомни и расскажи другому!

Чтобы не поддаться на уловки и не лишиться денег, необходимо придерживаться основных правил безопасности:

- ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово, придуманное вами при оформлении карты, можно в одном случае: если вы сами звоните на горячую линию банка;

- не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не переходите по ссылкам из сообщений, даже если они пришли с официального номера банка;

- если думаете, что вам звонят из банка, уточните фамилию, имя, отчество и должность звонящего, название подразделения и скажите, что перезвоните позже. Но ни в коем случае нельзя это делать автонабором – сработает переадресация и вы снова попадете к мошенникам. Лучше всего набрать номер вручную. Официальный номер банка указан на обратной стороне карты и на официальном сайте кредитной организации;

- подключите функцию СМС-оповещения на свой телефон, чтобы сразу же получать от банка уведомления обо всех действиях по карте;

- и самое главное: даже если говорят, что по вашему счету проводится какая-то подозрительная операция, не паникуйте и не бросайтесь сразу выполнять требования звонящего. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он приостановит ее на срок до двух суток.

Сразу после блокировки банк должен сообщить клиенту о случившемся. Это может быть звонок, СМС, push-уведомление в мобильном приложении банка. В случае если банковская система защиты приняла операцию клиента за сомнительную по ошибке, то нужно подтвердить, что клиент действительно ее проводит. При этом операторы не просят называть кодовых слов и кодов из СМС.

Если в течение 48 часов вы ничего не сделаете, банк автоматически снимет блокировку, и операция будет завершена.

Надо понимать, что злоумышленники специально торопят своих потенциальных жертв, чтобы не дать им времени перепроверить информацию. А в денежных вопросах спешить нельзя.



заказать подписку
Оформите подписку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.